Обзор игры mount and blade. Обзор Mount and Blade: Warband — от робких вылазок до короны. О мелких и не столь важных вещах

Компания-разработчик: TaleWorlds
Дата выхода в России: 2 апреля 2010
Возрастные ограничения: 16+
Жанр: Action-RPG
Локализация: Полная
Сетевой материал: Присутствует мультиплеер
Платформы: Windows, Mac OS X, Linux, PS4, XONE

Обзор Mount and Blade Warband

Mount and Blade: Warband - самостоятельное дополнение к Mount and Blade, своим функционалом и огромными возможностями для моддинга переплюнувшее оригинал. Выпущено небольшой турецкой компанией TaleWorlds в 2010 году для ПК и портировано для консолей нового поколения в 2016 году.

С точки зрения игрового процесса представляет собой органичный синтез экшена с РПГ. В игре с одной стороны присутствуют продуманная боевая система, штурмы крепостей, рыцарские турниры, а с другой стороны - система взаимоотношений между фракциями, наличие прокачки главного героя, диалоги с различными персонажами, а также возможность осуществлять выбор действий в некоторых квестах. К тому же, в Warband есть элементы стратегии. В частности, игроку доступно управление замками, деревнями и даже, если постараться, собственным государством.

Перед началом игры вам придется выбрать воина, который станет вашим подопечным. Это может быть как женщина, так и мужчина, как дворянин, так и простолюдин. Во время создания персонажа всегда есть возможность настроить его биографию и подкорректировать характеристики согласно своим планам.

К слову, о характеристиках. Они, не считая опыта, уровня и очков здоровья, делятся на атрибуты (сила, ловкость, интеллект, харизма), навыки (например, хирургия или зоркость), мастерства (показатель владения тем или иным оружием). Убивая неприятелей и выполняя некоторые квесты, начисляются очки опыта. Достигнув определенного порога опыта, герою дают новый уровень, а значит и возможность для прокачки.

На выбор даются следующие виды оружия: одноручное (небольшие мечи, ятаганы, сабли и другие), двуручное (тяжелые мечи, топоры, молоты и т.д.), древковое (пики, копья, алебарды), стрелковое (луки, арбалеты), метательное (топорики и ножики), а также орудия смешанного типа. Помимо того, есть кастомизация брони и одежды.

Боевая система представлена несколькими типами ударов и уклонений. При этом видеоигра имеет особую специфику - вид используемой атаки/защиты определяется не нажатием клавиши на клавиатуре, а движением мышки в определенную сторону. Интересно также, что сражения можно вести как сидя на лошади (верховой бой), так и «на своих двоих» (ближний бой). У каждого из этих типов ведения битвы есть свои особенности, которые узнаются по ходу игры.

Следует заметить, что драться вы будете не одни. Основой игры служит механика по найму собственных отрядов. Войска набираются преимущественно в деревнях, хотя есть возможность при определенных условиях переманить к себе пленных врага. В любом случае, отряд регулярно требует провианта и оплаты за свои услуги. Нехватка продовольствия или задержка выплат ведут к потере морали солдат и их последующему уходу от вас. Также можно принимать на службу наемников. Они не умирают, имеют собственные навыки и свое оружие, но при этом являются через чур дорогими.

Помимо огромных боевых возможностей, в Warband достаточно и мирных. Это проведение праздников и турниров, ухаживание за благородными дамами, улучшение отношений с лордами посредством дипломатии, развитие собственных поселений (или империи, если повезет), а также ведение торговли.

Сюжета как такового в Mount and Blade нет. Есть лишь отдельные задания от населенных пунктов или лордов провинций. Это как и банальные «убить того-то», «принести то-то», «сопроводить караван», так и довольно серьезные на подобии «возглавить войска страны», «завоевать столько-то замков» или даже «начать гражданскую войну в королевстве»!

Мир открытый, причем большой и проработанный. Все действия происходят в Кальрадии - вымышленном средневековом королевстве, поделенном между 6 народами, объединившимися в независимые государства: Свадами, Вегирами, Родоками, Нордами, Киргитами и Сарранидами. Все они сильно отличаются друг от друга - имеют собственную культуру и архитектуру, свои столицы, свои уникальные войска. Для каждой страны имеется свой прототип из реальной жизни, что отчетливо видно во время игры.

Помимо названных выше фракций, есть еще бандиты, дезертиры и наемники. И если последние изначально настроены нейтрально, то первые две группы постоянно будут насаждать вам своими засадами или набегами. Причем не имеет значения, где вы находитесь. Разбойники будут грабить даже в море.

В целом, Warband - прекрасный пример того, как нужно делать игры про рыцарей. Потрясающий геймплей, море возможностей и удивительная атмосфера - настоящий рай для медиевиста.

Особенности Mount and Blade

  • Никаких ограничений!
    Warband - настоящая игра-песочница, в которой можно делать все, что душа пожелает. Хотите, станьте наемником при королевском дворе, воеводой, благородным рыцарем-защитником дам, деревенским старостой, городским управляющим или самим императором. В общем, творите, что хотите. Ведь это Mount and Blade.
  • Масштабные битвы .
    «Эпоха турниров» (таково официальное название игры в России) - настоящий экшен, сражения в котором происходят с огромным размахом. Так, например, благодаря модам в битвах может принимать участие до 1000 человек! А ведь во всех боях одновременно принимают участие и пехота, и конница, и лучники. Чего уж говорить об осадах, когда есть возможность применять лестницы и башни.
  • Сетевая игра .
    Warband, в отличии от оригинала, имеет мультиплеер, в котором может принимать участие до 64 игроков (а с модами и все 200!). Объединяйтесь в кланы, устраивайте совместные турниры, штурмуйте замки. Разделите веселье с игроками со всего мира!

Возможность почувствовать себя в шкуре средневекового воина турецкая студия предоставила миру еще в 2008 году, выпустив в свет свой дебютный крупный проект - Mount & Blade . Крупный - весьма относительно: однообразный и бесцельный геймплей, слабая графика, бедный звук и отсутствие мультиплеера помешали игре завоевать себе высокую популярность. Но идея скрестить песочницу и симулятор рукопашного боя была хороша. Хороша настолько, что позволила проекту собрать вокруг себя преданную фанатскую базу. Анонс следующей части, на поверку оказавшейся глобальной работой над ошибками, не заставил себя долго ждать. Собственно, об этом своеобразном ремейке под названием Mount & Blade: Warband («Эпоха турниров») и пойдет речь.

Как заработать себе на жизнь? Перед всеми нами стоит огромный выбор из миллионов возможностей, тысяч вакансий и десятков университетов. Мы крутимся, хитрим, ищем свое место в жизни... А взирающий на жалкое зрелище воин усмехается в усы, вытирает обагренный кровью топор и продолжает срезать кошельки с трупов. Немудрено - в средневековой Европе война была одним из самых прибыльных источников заработка для среднестатистического обывателя.

Mount & Blade: Warband неотступно следует канонам истории. Военное ремесло здесь - практически единственный способ сравнительно быстро прийти к успеху, как, впрочем, и самый увлекательный. Низкий поклон в сторону TaleWorlds , которые создали реалистичную и в то же время простую в освоении боевую систему. К вашим услугам 4 разновидности ударов (как и направлений блоков), в которые разрешено вкладывать желаемую силу. Уникальность системы в том, что сила удара всегда разная и честно обсчитывается по физике. Резанули наотмашь, отступая? Вряд ли меч нанесет существенный вред противнику. Но сокрушительный удар с разбега моментально выбьет из супостата дух - только тяжелый доспех и спасет. Немалую роль играет тип, длина оружия и угол, под которым был нанесен удар: бесполезно пытаться размахнуться копьем при тесном контакте, в то время как короткий меч придется весьма кстати. Вообще, выбор орудий убийства в Warband внушает уважение: стандартные мечи, огромные двуручники, топоры, алебарды, косы, вилы и еще десятки образцов, способные удовлетворить самых прожженных маньяков. Тяготеете к дальнему бою? К вашим услугам луки, арбалеты и разноплановое метательное оружие. К слову, бой на расстоянии никаких сюрпризов не преподнесет, пусть и проработан качественно. Стрелы и прочие снаряды летят, честно считаясь с законами земного тяготения и силой натяжения тетивы. Между тем, оружие стоит выбирать, исходя из характеристик вашего вояки. Впрочем, их всегда можно поднять на поле боя или путешествуя по Кальрадии (так называется выдуманный разработчиками мир). Обращению с различным оружием герой учится непосредственно в процессе нарезания врагов, а не менее важные очки основных характеристик и перки получает после боя, вырастая в уровне. Рост же уровня происходит после накопления достаточного количества опыта, который выдается за...нарезание врагов. Так уж в этом мире заведено.

Вторая особенность игрового процесса - скакуны. Верный боевой друг - неоценимый помощник на поле битвы. Пусть пехота «царица полей», но на лошади шансы выжить стремительно возрастают. Дело тут как в резко увеличивающейся скорости, а следовательно, и силе удара (копьеносец на коне - страшная вещь), так и в банальнейшей возможности убежать отступить подальше от гущи сражения. Подобным маневром вам придется пользоваться часто. На поле боя может присутствовать 150 человек одновременно, и заварушка временами возникает нешуточная. Участники разнолики: тяжелая пехота, кавалеристы, стрелки... Может возникнуть ассоциация с Medieval 2: Total War - и не зря. Во-первых, различные виды войск в Mount & Blade имеют примерно те же боевые задачи, что и их собратья из известной стратегической серии. Например, лес копий остановит конницу, зато тяжелая пехота проредит такой «лес» за раз. Во-вторых, бравыми вояками протагонист может вполне успешно руководить, заставляя тех рассыпаться или сплотить ряды, атаковать или держать позицию и прочее. И в-третьих, прежде чем добраться до всего этого великолепия, игрок должен вдоволь пошататься по глобальной карте.

А она живет своей жизнью. Нечто подобное мы могли наблюдать в игре «Космические рейнджеры» . Караваны снуют из города в город, перевозя различные товары и влияя тем самым на баланс цен в магазинах (как и на желание игрока встать на извилистую дорожку грабителя). Бандиты охотятся на слабых путников и прячутся от сильных мира сего. Турниры и праздники ожидают лордов, путешествующих во главе своих войск и верно служащих короне. С ними же - высокородными - связано немало событий, в которых доведется принять участие игроку. С каждым можно поговорить на интересующие вас темы или выскрести какое-нибудь задание. Квестов много: одни просто назначают игроку роль мальчика на побегушках, другие дают шанс поступить на службу к королю. Поначалу - в качестве капитана наемников, а позже - как полноправному вассалу, владеющему своей деревней или даже замком. Но прежде вам предстоит доказать свою верность, участвуя в войнах, до которых охоч любой государь. Все 6 присутствующих в игре государств различаются по своей культуре и расе, равно как по тактике и предпочитаемому виду войск. Так что, интересных уникальных схваток тут хоть отбавляй.

Тем не менее, в одиночку игроку в подобных стычках ловить нечего. А сбор собственных закаленных солдат - процесс долгий. Большой отряд набирается легко путем посещения близлежащих деревень и предложения крестьянским парням попробовать жизнь на вкус. Но разумеется, воевать эти ребята не обучены. А обучить их предстоит игроку, посещая тренировочные лагеря, устраивая спарринги или же бросая юнцов прямиком в бой. В последнем случае, опыта ваши подопечные набираются несравненно быстрее, но будьте готовы к большим потерям. Хотя, в любом случае, качество лучше количества, и уже после пары боев вы сможете повысить новоиспеченных головорезов и выдать им улучшенное снаряжение. Линии развития для каждого бойца ветвисты, так что, из необученного салаги можно вылепить кого угодно.

Несмотря на все вышеперечисленное великолепие, недостатков у игры хватает. Самый заметный из них - графика. Безусловно, по сравнению с версией 2008 года она шагнула вперед: добавили модные эффекты, вроде HDR и Depth of Field, подправили текстуры. Но это не избавило игру от общей визуальной бедности. Хорошо лишь то, что картинка не мешает воспринимать происходящее на экране и вовремя реагировать на выпады противника. Звук также не ушел далеко - забавные крики персонажей и неубедительные звуки боя дополняют визуальную серость. Лишь саундтрек показывает себя с достойной стороны, соответствуя духу средневековья.

Геймплей тоже далеко не идеален. К примеру, тут, как и в многих приличных «песочницах», присутствует торговля. Игрок реально может отслеживать цены в различных частях страны и сколотить на этом немалое состояние. Только вот выглядит этот процесс на фоне великолепных и не менее прибыльных битв довольно тускло и непривлекательно. Хотя, если вы тяготеете к подобной рутине (реалистичной, впрочем) - то для вас этот элемент может оказаться не лишним. Но самое обидное, что при всем своем разнообразии и качественной боевой части игра рано или поздно надоест по одной простой причине - отсутствие сюжетной линии и конечной цели. С сюжетом еще не все так плохо: в странствиях вы встретите немало персонажей, желающих встать под ваше начало. У каждого в запасе душещипательная история о его жизненном пути, но, как понимаете, на полноценный сюжет подобное не тянет. Добивает же осознание того, что самое большее, чего вы сможете добиться в процессе игры - это стать лидером одной из фракций. После чего вам уготованы серые будни и беспросветная скука.

Заскучав, смело включайте мультиплеер. В нем игра показывает себя с новой стороны. Ибо здесь она избавлена от несовершенства боевого ИИ, вследствие чего и без того интересная система боя раскрывает свой истинный потенциал. Многопользовательской кампании здесь нет, но она и не нужна - ведь сражения выполнены на «отлично». Где еще вы сможете сойтись с оппонентом на мечах, не матерясь при этом на кривое управление и технические огрехи игры? Режимов много: от осады/обороны замка до дуэли. Отпугнуть может лишь непривычная сложность, ведь в бою против человека многие схемы, разработанные при игре в оффлайне, попросту не работают. Даже проиграв в сети год, вы будете замечать рост личного навыка. Это объяснимо: развития персонажа тут, в отличие от одиночной игры, нет - игроки равны в своих возможностях. Успех держится на реакции, сноровке и тактическом чутье, совершенствовать которые можно бесконечно.

Такова Mount & Blade: Warband - во многих аспектах посредственная, но увлекательная игра. Вы не найдете тут ничего от высокого искусства, если не называть таковым мастерское воссоздание атмосферы средневековья. Эстетам путь также заказан - глазу порадоваться нечему. Но ценители качественного экшена будут довольны и, возможно, захотят остаться в игре на протяжении долгих месяцев, а то и лет. А приятная одиночная игра и отличная сетевая часть поспособствуют этому.

Дата публикации: 16.06.2010 20:22:22

С момента выхода оригинального Mount & Blade прошло два долгих года. Ее выход вызвал что-то необъяснимое в мире компьютерных игр. Mount & Blade – это своеобразный симулятор… рыцаря, RPG с элементами action, и отличной боевой системой. Казалось, что еще надо для полного счастья? Игра сразу приобрела фанатов, несмотря на отсутствие сюжета и нудные квесты.

Вообще-то Mount & Blade: Warband недалеко ушел от своей предшественницы. Кони, люди, рыцари, разбойники, турниры… список можно продолжать до бесконечности. Фэнтезийных элементов нет и в помине. Ни, тебе, магии, ни орков. Но это все-таки к лучшему. Да, главная особенность игры – боевая система, осталась. Список нововведений не очень большой, но достаточно интересный: подкорректированная боевая система, новая фракция – Саранидский Султанат, шестая по счету игровая фракция, появившаяся в Mount & Blade: Warband. Ее прототипом стало средневековое арабское государство – Конийский Султанат. С появлением новой фракции увеличилось и количество доспехов, лошадей, оружия и прочего товара. И главное нововведение аддона – мультиплеер!


Врешь, не уйдешь!

Мультиплеер – это то, чего, несомненно, ждали многие. Но, сказать честно, он разочаровал. Разочаровал, прежде всего, людей, которые ждали продолжение больше всего. Среди возможных режимов можно выделить, разве что, осады, командные бои и то, что уже было в синглплеере… то есть практически ничего нового, за исключением, самой возможности поиграть с реальными людьми. На заработанные за убийства врагов деньги, можно покупать доспехи, оружие и лошадей прямо перед боем, или прямо во время него. А также есть возможность выбирать тип войска – это простой подарочек в замену неоправданным ожиданиям. Отсутствует общая статистика и то, чего, наверное, ждали в мультиплеере наибольше – возможности «погулять» по глобальной карте. Но, несмотря на всё, в мультиплеер действительно интересно играть… даже без глобальной карты.

Теперь от многопользовательского режима перейдём к одиночной игре. Карта мира в синглплеере получилась очень хорошо. Так как появилась новая фракция, то появилась и новая часть мира. Весь мир выглядит поистине замечательно. Бои стали интереснее из-за улучшенной анимации боя, для любителей стратегий появилось больше тактических возможностей – теперь выбранных воинов можно послать на любой участок карты, и можно формировать любые отряды, помимо стандартных. Боевая система улучшена – появились новые удары. Жаль только количество амуниции так и осталось низким.


Держим строй, девочки!

По заявлениям разработчиков, игроки могут жениться в игре и, само собой, многие ждали такой возможности и в мультиплеере, но как вы уже поняли, увы, не судьба. Но в одиночной игре эта возможность тоже выглядит достаточно интересной, ведь для того чтобы жениться надо иметь высокое положение в стране, а женитьба со знатной леди может дать вам больше власти.

Количество квестов заметно разнообразилось. Уже вначале нам предлагают интересное задание по спасению торговца, его брата и разоблачения предателя. Это такая себе стартовая помощь, ведь так вы можете раздобыть себе какое-никакое, но все-таки войско и оружие (про доспехи я не упоминаю). В общем, количество квестов заметно увеличилось, но они однообразны и быстро надоедают.

Улучшения графики коснулись, прежде всего, моделей вещей, персонажей, а также замков и карт, где проводятся бои. Графика заметно похорошела и стала более приятной глазу, все-таки поддержка HDR, FSAA, DOF, мягких частиц, тонирование текстуры, новые шейдеры и прочие новомодные фишки сделали свое дело. Улучшения коснулись не только вышеперечисленного, а и практически всей игры.


И снова в поход, труба нас зовет...

Несмотря на все недостатки, а их достаточно много, Mount & Blade: Warband – отличная игра, которая, несомненно, заслуживает внимания и похвалы.

Следует заметить режим обучения, который совсем немного разнообразили, но он все также остался идеален для новичков.

Игра без претензий на гениальность и жажды мирового господства. Интересный проект с рядом увлекательных идей, отличается тем, что четко знает свою целевую аудиторию и не старается прыгнуть выше головы. В данном случае планка качества явно выше, чем у большинства жителей мира игровой индустрии.

Оценка игре: 4.6 /5

Вам также может быть интересно

Компания Microsoft представила сегодня очередной список бесплатных игр для подписчиков сервиса Xbox Live Gold на август 2019 года. Оценить, как обычно, позволят четыре проекта, которые отличаются... Серия стратегий с постройкой и обороной замков Stronghold стартовала в далеком 2001 году. Франчайз перебрался на трехмерный движок, экспериментировал с сеттингом фэнтези, получал жесткую критику за одни выпуски и признание комьюнити за другие. Одно остается неизменным: студия FireFly продолжает...

Не получилось с первого раза? Нужно просто попробовать еще! Турецкие игроделы из Taleworlds видимо свято усвоили это правило. И очевидно именно под таким девизом готовили первое дополнение к своей action/RPG «с конями и шашками» - Mount & Blade: Warband.

Отправить

Не получилось с первого раза? Нужно просто попробовать еще! Турецкие игроделы из Taleworlds видимо свято усвоили это правило. И очевидно именно под таким девизом готовили первое дополнение к своей action/RPG «с конями и шашками» - . Хотя у них из первого раза все получилось весьма неплохо.

Оригинальная игра, вышедшая два года назад, получилась хоть и неоднозначной, но очень претенциозной. Таких конных схваток еще нигде не было и до сих пор нет! А впечатления от самого достоверного виртуального Средневековья, фееричных баталий и полной свободы действий не портились даже устаревшей графикой и не самым удобным интерфейсом. Проект оказался настолько привлекательным, что даже попал под теплое крылышко шведов из Paradox Interactive и вырос из инди-разработки на пожертвования интернет-сообщества в полноценный коммерческий проект.

Чего можно было ожидать от дополнения? Новые города, новые стороны конфликта, еще больше эпических битв и конных схваток, а также, наконец, исправленный главный недостаток - устаревшую сверх всякой меры графику. Что же мы получили на самом деле? А получили мы то, что, как оказалось, турки вполне в курсе мировых тенденций развития игр. В аддоне они ввели аспект, которого так не хватало оригинальной игре, но все же не было для нее критичным недостатком. вышел в онлайн!

Все, кто играл в оригинальный , и в дополнении будут чувствовать себя как рыба в воде (или, что более актуально, как Чапаев на коне). Разработчики добавили именно то, что крайне необходимо любой хорошей «песочнице» - разнообразие. Не сказать, что бы оригинальная игра страдала монотонностью и унылостью, но, как говорится, больше всяких фишек и плюшек еще никому не вредили. На политическую арену Кальрадии (Calradia) вышла новая фракция - Сарранидский Султанат (Sarranid Sultanate), а с ним новые зоны, войска и проблемы. Полный набор так сказать.


Кроме того, Taleworlds видимо выделили деньги и наняли профессионального сценариста. Качество сюжетной составляющей и диалогов в игре возросло в разы. Конечно, это еще не Dragon Age: Origin или Mass Effect, но вникать в перипетии происходящих в Кальрадии событий стало гораздо приятнее, и что самое важное - проще.

Кроме этого нам предоставили новые рычаги влияния на события и политическую жизнь Кальрадии. Теперь чтобы одержать победу над противником, отнюдь не требуется в обязательном порядке сокрушать его всей мощью нашей кавалерии. Несговорчивых соседей можно не только побеждать, но и использовать на них старый как мир дипломатический ход - взять и заключить политически выгодный брак. Если ранее только наши военачальники могли пожениться между собой, тем самым избавив нас от многих проблем, теперь это дозволено и главному герою.


Но, конечно, самое главное и основное нововведение дополнения - это мультиплеер. Разработчики не стали мелочиться - нас ждет целых семь режимов, начиная с классического Deathmatch и заканчивая масштабными Осадами. Участвуют в сетевых баталиях до 64 игроков одновременно, а играть можно как через официальные серверы игры в интернет, так и по локальной сети. Несложно представить какие страсти разворачиваются на онлайновых полях Кальрадии, насколько ощутимее щекочет нервы сознание того, что вон тот рыцарь, на всем скаку мчащийся на тебя с занесенным мечом - не просто абстрактный компьютерных болванчик, а вполне реальный Вася из соседнего подъезда. Впрочем, не обошлось и без ложки дегтя - многие сетевые карты страдают от недостатка баланса. А мультиплеер хоть и доставляет немалое удовольствие, но, к сожалению, до статуса «всенародной интернет-забавы» не дотягивает.


И в завершении, нельзя не сказать несколько слов о главной проблеме оригинальной - графике. Несмотря на то, что игра давно уже выросла из самобытного инди-проекта в полноценную коммерческую игру, на количестве полигонов и разрешении текстур это не сказалось. унаследовал все графические «прелести» оригинала. И лишь появившиеся в настройках опции сглаживания и дальности прорисовки демонстрируют, что создатели все-таки уделили время этому вопросу. Однако до настройки пользовательского интерфейса руки у турков не дошли. Отсутствие возможности автоматического следования, переизбыток меню на экране и многие другие досадные мелочи переехали в дополнение в неизменном виде.


С другой стороны, парадоксально, но факт - огромная работа была проведена над звуком. Музыка приятна слуху, быстро запоминается, не приедается и очень чутко реагирует на изменения игровой ситуации. Однако и тут не обошлось без нонсенсов: боевые команды по-прежнему не озвучены, а крики солдат по большей части лишены смысла.

В целом, являет собой неплохое дополнение для неплохой игры. Его можно без зазрения совести порекомендовать как фанатам , так и ветеранам сетевых баталий, ищущих новые впечатления. Если же вы в оригинальную игру не играли, то начинать сразу с будет лучшим решением.

Сегодня мы расскажем об игре, на снискавшей оваций широкой аудитории. Просто в силу того, что не вписывается в строгие рамки какой-либо тематики и на её раскрутку не были брошены все возможные силы и средства. Но игры настолько затягивающей и увлекательной, что есть немалый шанс, сев на досуге поиграть в неё часок-другой, встать из-за компьютера лишь через пару недель или даже месяцев. Каким образом Mount & Blade: Warband достигает такого эффекта?

Сюжет

Не тот случай. Фиксированный сюжет в игре отсутствует, да он и не нужен. Все существование континента Кальрадии – вся история здешнего мира – в ваших и только в ваших руках. Игра является абсолютной песочницей, заданы только начальные условия, в которые попадает ваш персонаж. Всё остальное – чистый эксперимент, но эксперимент талантливый, продуманный и совершенно умопомрачительный.

Вашему персонажу можно выбрать пол, внешний вид и биографию. Последняя в каком-то смысле является индикатором уровня сложности: простому крестьянину тяжеловато будет заставить прислушиваться к себе власть имущих, зато легко договориться с такими же босяками – и наоборот, благородному господину всегда есть, от кого ждать удара в спину, но он избавлен от необходимости месить лаптями грязь проселочных дорог. Выбор здесь стоит делать в зависимости от того, на какие свершения вам захочется пойти в игре – держать в кулаке могучую империю или, напротив, бросить вызов правящему режиму и сместить зажравшегося негодяя с престола. Только помните: все остальные персонажи также имеют собственные цели и интересы, так что придется все время заботиться о том, чтоб они совпадали с вашими.

Созданный вами персонаж оказывается в гигантском открытом мире, и большинство игроков отворачиваются от игры именно в этот момент: ведь им не дают никакого квеста, никакой цели. Персонаж руководствуется исключительно вашей инициативой, и весь его путь вы выбираете самостоятельно. Не будем давать наводящих подсказок и советов – вся суть игры в том, чтобы ваше развитие в игре стало неповторимым и уникальным, только расскажем об основных аспектах игры: войне, торговле и дипломатии, составляющих, собственно, базу геймплея, который реализован безукоризненно и заставляет лишь потрясенно восхищаться даже самых заядлых скептиков.



Война

Ваш герой – просто человек и от случайного удара древком копья или даже достаточно сильного пинка помирает, как и любой другой, поэтому не стоит в одиночку кидаться на хорошо вооруженный отряд из пятнадцати человек, как вы это делаете во многих других «достоверных симуляторах средневековья». Велик шанс, что если не первая, то уже вторая-третья стрела окажется для вас смертельной.
Поэтому прежде, чем становиться перед противниками в позу, стоит обзавестись не только доспехами, но и единомышленниками. Где их искать? Профессиональных наемников можно найти в таверне, но нам они пока не по карману, а вот парочку крестьян в ближайшем селе, недовольных властью и поборами (или, наборотот, вконец охамевшими грабителями и дезертирами), уболтать, может, и удастся. Сколотив свою шайку человек из пятнадцати, можно делать робкие вылазки на местных воров, дезертиров и прочих воротил сельского криминального бизнеса, а на вырученную добычу докупить уже профессиональных бойцов.

Ваши действия не преминут отразиться на внешнем мире, в частности, на мнении о вас окружающих. Охотясь на убийц и бандитов, вы привлечете внимание короля, который подкинет вам монеток от щедрот. Грабя караваны и нападая на конвои – тоже привлечете, но уже с возможными последствиями в виде тюремного заключения. Зато крестьяне-бунтовщики, прослышав про такое, с охотой потянгутся в вашу армию – ибо доколе же невинных людей по острогам таскать будутъ, не так ли?

Рано или поздно вам повезет захватить замок или даже город – вот тут-то и пора подумать о создании собственной империи. Её также можно строить добрым словом и щедрыми посулами, потихоньку переманивая под свои знамена знать, генералов и вельмож, или на крови и костях мирных тружеников и безропотных (до поры до времени) солдат. Кроме прочего, городу необходимо уделять внимание и в плане экономики – еда, одежда и стройматериалы должны подвозиться своевременно, иначе недолго и людей лишиться.

Не хочется бунтов – идите другим путем: сами становитесь под знамена одного из существующих монархов – и бейтись за его интересы до последней капли крови. А там, глядишь, и подвернется возможность дать ему пару ценных советов и направить его властный гнев в нужное вам русло, да против какого-нибудь внешнего противника. Кстати, о них:

За господство над землями Кальрадии сражаются следующие державы:

Свад – типичная средевековая корольартурия: жестокий, но справедливый, монарх, самая сильная в мире армия, на передовой которой сражается тяжелая конница, а тылы прикрывают арбалетчики. Центральное местоположение обеспечивает контроль над торговыми путями.

Родок – закаленные и работоспособные горцы, выживающие в условиях ограниченности ресурсов. Армия сбита из копейщиков и может поставить на место любую пехоту. В правительстве мало образованных лидеров, поэтому власть в целом вполне демократична.

Северяне Кальрадии экономически и милитаристически сбалансированы, власти здесь не слишком суровы, хоть и импульсивны. Хорошее место для начала вашей карьеры.

Хергитское ханство – аналог нашей Монголии. Власть крайне нетерпима к чужакам, а основная военная сила – лучники обычные и конные – не устают снайперскими попаданиями в колено напоминать об этом любому, кто посмеет приблизиться слишком близко.

Саранидский султанат – обитатели востока. Находятся вдалеке от торговых путей, драться толком не умеют и пользы от них поэтому, вообще говоря, мало.

Норд — местные викинги. Им трудно развернуться из-за приморского расположения – однако пехота у них самая сильная. Власть сурова и категорична: докажи свою верность – и ты под надежной защитой братьев. Предай их доверие – и ты заплатишь дорогую цену солью крови и слез.

Бои – вот где вашей видеокарте придется потрудиться: участвовать в них могут до 2000 бойцов за каждого полководца, а последних на одном поле битвы может схлестнуться аж до 30ти.


Торговля

А куда без неё? Армию надо содержать, вооружать, кормить-поить – да каждых бойцов по-разному, в зависимости от вкусов и предпочтений. Необходимо добывать явства, к которым они привыкли на своей родине – иначе боевой дух будет падать и люди могут возроптать. Да и запасы провизии делать не помешает, а то мало ли… Голодный солдат – никчемный солдат. Может и вас самих, чего доброго, на окорочка пустить. Нам это надо? Ничуть!

Дипломатия

Каждое ваше решение придется кому-то по вкусу, а у кого-то вызовет желание пойти и собрать против вас армию. Таков мир – тут уж ничего не поделаешь. Люди здесь разные и к каждому необходим свой подход: для одних сгодится подкуп, других придется запугивать, а кто и просто присоединится к вам, поверив в обещания грядущей славы и могущества. Главное – не забывать оставаться в фаворе у короля –тогда есть шанс, что тем, кто захочет вас подсидеть или опорочить, он не поверит, а вы, в свою очередь, сможете, склонить мудрого монарха к тому или иному мнению по поводу ваших противников.

Графика

Для 2010 года графика очень сильна. Текстуры пропорционально соответствуют количеству полигонов. В игре два вида – от первого и третьего лица, и вид от первого сделан лучшим за всю историю игровой индустрии.



Итог

Mount & Blade: Warband – невероятно качественный и годный симулятор средневековья. Он нигде не приукрашен, везде стыкуется со здравым смыслом и ставит во главу угла реализм, а не напыщенность. Не надейтесь на комбо-хиты и акробатические финиш-химы, вас ждут лишь жесткие, полные холодного реализма удары.

Ну что, справитесь? Выживете в мире, не прощающем ошибки? Тогда вперед – в настоящее средневековье!